SpasiPiter.ru

 

| VIOLENCE

| CITY DEFENDING ACTIONS

-

 

Free counters!

! || || || || || ||

- !

olga-andronova.livejournal.com
olga-andronova.blogspot.ru

" .
- "


| 3 3 1 259 , 2 3 77 12 2002 . N 67- " ", 4 5 92 18 2005 . N 51- " "


To the judge of the Constitutional Court

of the Russian Federation

Nikolay S. Bondar

Federal State Research Institution

INSTITUTE OF LEGISLATION AND COMPARATIVE LAW AFFILIATED TO THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Moscow 117218

34 Bolshaya Cheremyshkinskaya ul.

Tel./fax: (495) 719-76-02, (495) 719-73-02

-mail: 1@12.

/2. /

06.11.2012, 01-17/39

To 1892 as of 19.10.2012

Dear Mr.Bondar,

Please find enclosed the expert opinion in response to your inquiry 1892 as of 19.10.2012 concerning the issues raised by claimants O.O.Andronova, A.V.Andronov, V.G.Belyakov et al. in respect of violation of their constitutional rights by particular provisions of current civil procedure and electoral legislation in relation to court protection of citizens electoral rights and repeal of decisions on the election result

Enclosure: 5 pages.

Interim director V.I.Lafitskiy

.. 8-499-724-20-41 . 2712

07..2012 11:25 7197602 1218 #2386 .002

Opinion

on the issues raised by claimants O.O.Andronova, A.V.Andronov, V.G.Belyakov et al. in respect of violation of their constitutional rights by particular provisions of current civil procedure and electoral legislation in relation to court protection of citizens electoral rights and repeal of decisions on the election result

In their claims O.O.Andronova, A.V.Andronov, V.G.Belyakov et al. raise the issue of violation of their constitutional rights by provisions of section 1 art.259 of the Civil Procedure Code of the Russian Federation (hereinafter CPC), subarticles 2 and 3 art.77 of Federal Law as of June 12, 2002 67- On Basic Guarantees of electoral rights and right to participate in referendums for citizens of the Russian Federation. On the claim in question we consider it necessary to specify the following.

1. Art. 259 of the CPC, as well as subarticle 10 art. 75 of the Federal law On Basic Guarantees of electoral rights and right to participate in referendums for citizens of the Russian Federation specify a wide range of persons who have the right to resort to court to have their violated electoral rights protected. According to the abovementioned provisions such claim can be filed by voters, candidates, their representatives, electoral associations, their representatives, political parties, their regional branches, other public associations, watchers, prosecutors, and electoral committees. At this the current Russian legislation differentiated the range of persons who can take legal recourse according to the subject matter of the claim, as well as the terms of filing a claim according to the subject matter of the claim and stage of the electoral process. For example, voters cannot take legal recourse to repeal the actions of respective electoral committees in respect of defining the election result on the territory of a specific electoral district on the basis that the abovementioned decisions

07..2012 11:26 7197602 1213 #2386 .003

2

do not directly affect rights, liberties and legitimate interests of the claimants. Such claims can only be filed by political parties and other electoral associations who have registered their party ticket in the same electoral district, candidates registered in the same electoral district, electoral committees who have registered the candidate or the party ticket.

2. The Constitutional Court of the Russian Federation has several times pointed out that the right to elect (active electoral right) is one of the basic civil rights and an essential element of a citizens legal status in a democratic society.

According to the Constitution of the Russian Federation free elections are the highest direct manifestation of the power of the people (art. 3, section 3); citizens of the Russian Federation are involved in management of the state affairs both directly and through their representatives, including the right to elect and to be elected to state government authorities and local authorities (art. 32, sections 1 and 2); the abovementioned rights in the Russian Federation as a democratic state governed by the rule of law are recognized and guaranteed in accordance with generally recognized rules and principles of international law on the basis of constitutional principles of equality of all before the law and trial and equal rights (art. 1, section 1; art. 2; art. 17, section 1; art. 19, sections 1 and 2).

Herewith enforcement of the right to elect and to be elected provided for in art.32 of the Constitution of the Russian Federation in respect of voters shall not reduce itself only to the voting procedure on the polling day but stipulate other guarantees of enforcement of this right at different stages of electoral process. In its Ruling as of November 14, 2005 10- which evaluated the provisions of subarticle 5 art.48 and art.58 of Federal Law On Basic Guarantees of electoral rights and right to participate in referendums for citizens of the Russian Federation

07..2012 11:26 7197602 1218 #2386 .004

3

the Court states the direct relation between the election campaign and funding, which according to its purpose acts as a mechanism of enforcement of the right to carry out election campaign not only by electoral associations and candidates, but by voters themselves. Being inseparable, the two abovementioned electoral institutions are a guarantee of enforcement of the right to elect and to be elected provided for in art.32 of the Constitution of the Russian Federation. For example, in the Ruling considered it is in particular stated that citizens of the Russian Federation, holders of active electoral right, cannot be considered as only an object of information support of elections; in the elections process they can act so as to actively state their pre-election position and persuade other electors to vote according to such position for or against specific candidates, or to express negative attitude to all candidates participating in the election. If citizens were deprived of the ability to cay out election campaigns or had no legal guarantees of its implementation it would mean in essence a denial of right to virtually influence the electoral process, and the electoral process itself would be reduced to poling. Hereafter the Constitutional Court states that normative content of the right to election campaign which embodies voters interests directed at forming personal composition of an elective state government body includes the power of members of the electoral process, including voters, to carry out election campaigns with an aim to persuade others to vote at elections n a definite way.

3. Recognizing the fact, the procedure of enforcement of the right to elect and to be elected to state government bodies and local authorities provided for in art 32of the Constitution is not reduced to

4

participating in voting; the state in the person of the federal lawmaker can and in essence shall define the procedure and conditions of enforcement of the citizens active and passive electoral right, including the procedure of contesting the results of the election taking into consideration provision on enforcement of rights of all participants of the electoral process. Meanwhile, in respect of solely proportional representation system elections such right resides only in political parties which nominated their party tickets for respective election. Notwithstanding the fact that activity of political parties, connected directly to organization and functioning of public (political) power, is a necessary representative democratic institution which provides for citizens participation in the political life of the society, there shall be legal guarantees of enforcement of both passive and active electoral right in the case of proportional representation system. At present the possibility to protect the violated electoral rights of citizens by way of submitting a claim to the competent court to appeal the actions of respective electoral committees in terms of defining the voting outcome depends solely on a respective decision taken by a political party. Thus, in section 1 art. 46 of the Constitution of the Russian Federation there is a limitation of right to judicial protection of rights and liberties, which is inconsistent with criteria of limitation of rights stipulated in section 3 art 55 of the Constitution of the Russian Federation, under which rights and liberties of a person and a citizen can be limited by the federal law only to the extent necessary for protection of the foundations of the constitutional order, morality, health, rights and legitimate interests of other persons, maintaining defense of the country and security of the state.

07..2012 11:26 7197602 1218 .-- #2386 .006

5

Examination of foreign experience of regulating relations in respect of the procedure of contesting the results of elections shows that as a rule regardless of what type of electoral right of a citizen was violated, whether active or passive, both voters and candidates have a right to file a claim with court to contest validity of elections and their results.

Therefore considering the abovementioned section 1 art.259 of the Civil Procedure Code of the Russian Federation and subarticles 2 and 3 art.77 of Federal Law as of June 12, 2002 67- On Basic Guarantees of electoral rights and right to participate in referendums for citizens of the Russian Federation shall be declared inconsistent with art.2, sections 1,2,3 art.15, sections 1 and 2 art. 32, art. 55 of the Constitution of the Russian Federation to the extent that the abovementioned provisions prevent voters from effectuating legal protection of their rights in respect of repeal of the decisions on election results.

A.E.Postnikov (signature)

Head of Constitutional Law

Department

A.V.Gabov (signature)

Head of Civil Law and Procedure Department

I.G.Timoshenko (signature)

Head of Department of Constitutional and Administrative Law of Foreign States


!

SpasiPiter.ru

 

ГЛАВНАЯ

ЗАКОНЫ

СУДЫ

Европейский суд

ПУБЛИКАЦИИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ

ДОКУМЕНТЫ

ОБРАЩЕНИЯ К ВЛАСТЯМ

ИЗБИЕНИЯ | VIOLENCE

МИТИНГИ | CITY DEFENDING ACTIONS

ЛАХТА-ЦЕНТР

ВЫБОРЫ

НАШИ ПОБЕДЫ

Новости градозащиты

ЖКХ

Наведение порядка на Руси

ПОИСК

 

За эту красоту мы приняли бой

Free counters!

Спаси Питер! || Законы || Суды || ЕСПЧ || Публикации || Документы || Обращения к властям

Спасем Санкт-Петербург от варваров!

olga-andronova.livejournal.com
olga-andronova.blogspot.ru

"Наши мертвые нас не оставят в беде.
Наши павшие - как часовые"


ДОКУМЕНТЫ | Жалоба в Конституционный суд на несоответствие части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации положений части 1 статьи 259 ГПК РФ, части 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также части 4 и 5 статьи 92 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"


Судье Конституционного Суда Российской Федерации

Н.С. Бондарю

ФЕДЕРАЛЫЮЕ нОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧПО-ИССЛЕДОвАТЕЛЬСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Большая Черёмушкинская улица, д. 34

г. Москва, 117218

Тел./факс: (495) 719-76-02, (495) 719-73-02

Е-шаП: оШсс1@12ак.ги

№«/ил2ак.га /

06.11.2012, 01-17/39

На 1892 от 19.10.2012

Уважаемый Николай Семенович!

В связи с Вашим обращением от 19.10.2012 № 1892 направляется заключение по вопросам» поставленным в жалобах граждан О.О. Андроновой, А.В. Андронова, В.Г. Белякова и др. на нарущение их конституционных прав отдельными положениями действующего гражданского процессуального и избирательного законодательства, регулирующими вопросы, связанные с судебной защитой избирательных прав граждан и отменой решений о результатах выборов.

Приложение: 5 л.

И.о. директора В.И. Лафитский

Помазанский А.Е. 8-499-724-20-41 Вх. № 2712

07.МДС.2012 11:25 7197602 1218Р #2386 Р.002

Заключение

по вопросам, поставленным в жалобах граждан О.О. Андроновой, А,В. Андропова, В.Г. Белякова и др. на нарушение их конституционных прав отдельными положениями действующего гражданского процессуального и избирательного законодательства, регулирующими вопросы, связанные с судебной защитой избирательных прав граждан и отменой решений о результатах выборов

В своих жалобах граждане О.О. Андронова, А.В. Андронов, В.Г. Беляков и др. ставят вопрос о нарушении их конституционных прав положениями части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), пунктами 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По существу данной жалобы полагаем необходимым отметить следующее.

1. Статья 259 ГПК РФ, а также пункт 10 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливают широкий перечень лиц, которым предоставляется право обратиться в суд за защитой нарушенных избирательных прав. Заявление в суд, согласно указанным законодательным положениям, может быть подано избирателями, кандидатами, их доверенными лицами, избирательными объединениями, их доверенными лицами, политическими партиями, их региональными отделениями, иными общественными объединениями, наблюдателями, прокурором, а также избирательными комиссиями. При этом действующее российское законодательство дифференцировало как круг лиц, которые вправе обращаться в суд в зависимости от предмета жалобы, так и сроки обращения с учетом предмета жалобы и стадии избирательной процесса. Например, избиратели лишены права обратиться в суд с обжалованием действий соответствующих избирательных комиссий по установлению итогов голосования на территории конкретного избирательного округа по

07.МДС.2012 11:26 7197602 1213Р #2386 Р.003

2

причине того, что указанные решения напрямую не затрагивают права, свободы и законные интересы заявителей. С соответствующими заявлениями в суд могут обращаться только политические партии и другие избирательные объединения, зарегистрировавшие список кандидатов но тому же избирательному округу, кандидаты, которые зарегистрированы по тому же избирательному округу, зарегистрировавшие кандидата, список кандидатов избирательные комиссии.

2. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право избирать (активное избирательное право) - одно из основных прав гражданина и важнейший элемент его правового статуса в демократическом обществе.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2),

При этом реализация закрепленного в статье 32 Конституции Российской Федерации права избирать и быть избранными в отношении избирателей не должна сводиться исключительно к процедуре голосования в день выборов, а предусматривать иные гарантии реализации этого права на различных стадиях избирательного процесса. В Постановлении от 14 ноября 2005 года № 10-П, в котором конституционной оценке подвергались положения пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права

07.МДС.2012 11:26 7197602 1218Р #2386 Р.004

3

на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указывается, на прямую взаимосвязь института предвыборной агитации и института финансирования, который по своему назначению выступает как механизм реализации права проводить предвыборную агитацию, причем не только избирательными объединениями и кандидатами, но и самими избирателями. Находясь в неразрывной взаимосвязи, два рассматриваемых выше института избирательного права представляют собой гарантию реализации закрепленного в статье 32 Конституции Российской Федерации права избирать и быть избранными. Так, в рассматриваемом Постановлении, в частности, указывается, что «граждане Российской Федерации - носители активного избирательного права не могут рассматриваться лишь как объект информационного обеспечения выборов, - в процессе выборов они вправе осуществлять деятельность, направленную на активное отстаивание своей предвыборной позиции и склонение сообразно с ней других избирателей к голосованию за или против конкретных кандидатов либо к выражению негативного отношения ко всем участвующим в выборах кандидатам. Исключение для граждан возможности проводить предвыборную агитацию или отсутствие надлежащих законодательных гарантий ее реализации означало бы, по существу, отказ в праве реально повлиять на ход избирательного процесса, а сам по себе избирательный процесс сводился бы лишь к факту голосования». Далее Конституционный Суд делает вывод, что «нормативное содержание права на предвыборную агитацию, в котором воплощаются интересы избирателей, направленные на формирование персонального состава выборного органа публичной власти, включает правомочие участников избирательного процесса, в том числе избирателей, осуществлять агитационную деятельность, имеющую целью побудить голосовать на выборах определенным образом»,

3. Признавая тот факт, процедура реализации закрепленного в статье 32 Конституции права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления не ограничивается лишь

4

участием в процедуре голосования, государство в лице федерального законодателя может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами Российской Федерации активного и пассивного избирательного права, в том числе порядок оспаривания результатов выборов с учетом обеспечения реализации прав всех участников избирательного процесса. Между тем, в отношении выборов, проводимых исключительно по пропорциональной избирательной системе, такое право принадлежит лишь политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов для участия в соответствующих выборах, Несмотря на то, что деятельность политических партий, которая непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти, выступает в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни общества, законодательно должны быть закреплены гарантии реализации как пассивного, так и активного избирательного права, в случае, когда используется пропорциональная избирательная система. В настоящий момент возможность защиты нарушенных избирательных прав граждан путем подачи заявления в соответствующий суд с обжалованием действий соответствующих избирательных комиссий по установлению итогов голосования всецело зависит от соответствующего решения политической партии. Таким образом, можно говорить о наличии ограничения, закрепленного в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту прав и свобод, что не соотносится с критериями ограничения прав, закрепленными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

07.МДО.2012 11:26 7197602 1218Р .-••- #2386 Р.006

5

Изучение зарубежного опыта регулирования отношений, связанных с порядком обжалования итогов выборов, показывает, что, как правило, вне зависимости от того, активное или пассивное избирательное право гражданина нарушено, и избиратели, и кандидаты вправе подавать исковые заявления в суд с целью оспаривания действительности выборов и результатов выборов,

С учетом изложенного следует признать не соответствующими статье 2, части 1 статьи 3, частям 1, 2, 3 статьи 15, частям 1 и 2 статьи 32, статье 55 Конституции Российской Федерации часть 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункты 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в той мере, в какой они препятствуют избирателям осуществлять судебную защиту избирательных прав, связанную с отменой решений о результатах выборов.

Зав. отделом конституционного права

Зав. отделом гражданского законодательства и процесса

Зав. отделом конституционного и административного законодательс иностранных государств


Вместе мы победим!