SpasiPiter.ru

 

ГЛАВНАЯ

ЗАКОНЫ

СУДЫ

Европейский суд

ПУБЛИКАЦИИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ

ДОКУМЕНТЫ

ОБРАЩЕНИЯ К ВЛАСТЯМ

ИЗБИЕНИЯ | VIOLENCE

МИТИНГИ | CITY DEFENDING ACTIONS

ЛАХТА-ЦЕНТР

ВЫБОРЫ

НАШИ ПОБЕДЫ

Новости градозащиты

ЖКХ

Наведение порядка на Руси

ПОИСК

 

За эту красоту мы приняли бой

Free counters!

Спаси Питер! || Законы || Суды || ЕСПЧ || Публикации || Документы || Обращения к властям

Спасем Санкт-Петербург от варваров!

olga-andronova.livejournal.com
olga-andronova.blogspot.ru

"Наши мертвые нас не оставят в беде.
Наши павшие - как часовые"


ДОКУМЕНТЫ | Жалоба в Конституционный суд на несоответствие части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации положений части 1 статьи 259 ГПК РФ, части 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также части 4 и 5 статьи 92 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"


Судье Конституционного Суда Российской Федерации

Н.С. Бондарю

ФЕДЕРАЛЫЮЕ нОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧПО-ИССЛЕДОвАТЕЛЬСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Большая Черёмушкинская улица, д. 34

г. Москва, 117218

Тел./факс: (495) 719-76-02, (495) 719-73-02

Е-шаП: оШсс1@12ак.ги

№«/ил2ак.га /

06.11.2012, 01-17/39

На 1892 от 19.10.2012

Уважаемый Николай Семенович!

В связи с Вашим обращением от 19.10.2012 № 1892 направляется заключение по вопросам» поставленным в жалобах граждан О.О. Андроновой, А.В. Андронова, В.Г. Белякова и др. на нарущение их конституционных прав отдельными положениями действующего гражданского процессуального и избирательного законодательства, регулирующими вопросы, связанные с судебной защитой избирательных прав граждан и отменой решений о результатах выборов.

Приложение: 5 л.

И.о. директора В.И. Лафитский

Помазанский А.Е. 8-499-724-20-41 Вх. № 2712

07.МДС.2012 11:25 7197602 1218Р #2386 Р.002

Заключение

по вопросам, поставленным в жалобах граждан О.О. Андроновой, А,В. Андропова, В.Г. Белякова и др. на нарушение их конституционных прав отдельными положениями действующего гражданского процессуального и избирательного законодательства, регулирующими вопросы, связанные с судебной защитой избирательных прав граждан и отменой решений о результатах выборов

В своих жалобах граждане О.О. Андронова, А.В. Андронов, В.Г. Беляков и др. ставят вопрос о нарушении их конституционных прав положениями части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), пунктами 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По существу данной жалобы полагаем необходимым отметить следующее.

1. Статья 259 ГПК РФ, а также пункт 10 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливают широкий перечень лиц, которым предоставляется право обратиться в суд за защитой нарушенных избирательных прав. Заявление в суд, согласно указанным законодательным положениям, может быть подано избирателями, кандидатами, их доверенными лицами, избирательными объединениями, их доверенными лицами, политическими партиями, их региональными отделениями, иными общественными объединениями, наблюдателями, прокурором, а также избирательными комиссиями. При этом действующее российское законодательство дифференцировало как круг лиц, которые вправе обращаться в суд в зависимости от предмета жалобы, так и сроки обращения с учетом предмета жалобы и стадии избирательной процесса. Например, избиратели лишены права обратиться в суд с обжалованием действий соответствующих избирательных комиссий по установлению итогов голосования на территории конкретного избирательного округа по

07.МДС.2012 11:26 7197602 1213Р #2386 Р.003

2

причине того, что указанные решения напрямую не затрагивают права, свободы и законные интересы заявителей. С соответствующими заявлениями в суд могут обращаться только политические партии и другие избирательные объединения, зарегистрировавшие список кандидатов но тому же избирательному округу, кандидаты, которые зарегистрированы по тому же избирательному округу, зарегистрировавшие кандидата, список кандидатов избирательные комиссии.

2. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право избирать (активное избирательное право) - одно из основных прав гражданина и важнейший элемент его правового статуса в демократическом обществе.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2),

При этом реализация закрепленного в статье 32 Конституции Российской Федерации права избирать и быть избранными в отношении избирателей не должна сводиться исключительно к процедуре голосования в день выборов, а предусматривать иные гарантии реализации этого права на различных стадиях избирательного процесса. В Постановлении от 14 ноября 2005 года № 10-П, в котором конституционной оценке подвергались положения пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права

07.МДС.2012 11:26 7197602 1218Р #2386 Р.004

3

на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указывается, на прямую взаимосвязь института предвыборной агитации и института финансирования, который по своему назначению выступает как механизм реализации права проводить предвыборную агитацию, причем не только избирательными объединениями и кандидатами, но и самими избирателями. Находясь в неразрывной взаимосвязи, два рассматриваемых выше института избирательного права представляют собой гарантию реализации закрепленного в статье 32 Конституции Российской Федерации права избирать и быть избранными. Так, в рассматриваемом Постановлении, в частности, указывается, что «граждане Российской Федерации - носители активного избирательного права не могут рассматриваться лишь как объект информационного обеспечения выборов, - в процессе выборов они вправе осуществлять деятельность, направленную на активное отстаивание своей предвыборной позиции и склонение сообразно с ней других избирателей к голосованию за или против конкретных кандидатов либо к выражению негативного отношения ко всем участвующим в выборах кандидатам. Исключение для граждан возможности проводить предвыборную агитацию или отсутствие надлежащих законодательных гарантий ее реализации означало бы, по существу, отказ в праве реально повлиять на ход избирательного процесса, а сам по себе избирательный процесс сводился бы лишь к факту голосования». Далее Конституционный Суд делает вывод, что «нормативное содержание права на предвыборную агитацию, в котором воплощаются интересы избирателей, направленные на формирование персонального состава выборного органа публичной власти, включает правомочие участников избирательного процесса, в том числе избирателей, осуществлять агитационную деятельность, имеющую целью побудить голосовать на выборах определенным образом»,

3. Признавая тот факт, процедура реализации закрепленного в статье 32 Конституции права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления не ограничивается лишь

4

участием в процедуре голосования, государство в лице федерального законодателя может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами Российской Федерации активного и пассивного избирательного права, в том числе порядок оспаривания результатов выборов с учетом обеспечения реализации прав всех участников избирательного процесса. Между тем, в отношении выборов, проводимых исключительно по пропорциональной избирательной системе, такое право принадлежит лишь политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов для участия в соответствующих выборах, Несмотря на то, что деятельность политических партий, которая непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти, выступает в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни общества, законодательно должны быть закреплены гарантии реализации как пассивного, так и активного избирательного права, в случае, когда используется пропорциональная избирательная система. В настоящий момент возможность защиты нарушенных избирательных прав граждан путем подачи заявления в соответствующий суд с обжалованием действий соответствующих избирательных комиссий по установлению итогов голосования всецело зависит от соответствующего решения политической партии. Таким образом, можно говорить о наличии ограничения, закрепленного в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту прав и свобод, что не соотносится с критериями ограничения прав, закрепленными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

07.МДО.2012 11:26 7197602 1218Р .-••- #2386 Р.006

5

Изучение зарубежного опыта регулирования отношений, связанных с порядком обжалования итогов выборов, показывает, что, как правило, вне зависимости от того, активное или пассивное избирательное право гражданина нарушено, и избиратели, и кандидаты вправе подавать исковые заявления в суд с целью оспаривания действительности выборов и результатов выборов,

С учетом изложенного следует признать не соответствующими статье 2, части 1 статьи 3, частям 1, 2, 3 статьи 15, частям 1 и 2 статьи 32, статье 55 Конституции Российской Федерации часть 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункты 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в той мере, в какой они препятствуют избирателям осуществлять судебную защиту избирательных прав, связанную с отменой решений о результатах выборов.

Зав. отделом конституционного права

Зав. отделом гражданского законодательства и процесса

Зав. отделом конституционного и административного законодательс иностранных государств


Вместе мы победим!