SpasiPiter.ru

 

ГЛАВНАЯ

ЗАКОНЫ

СУДЫ

Европейский суд

ПУБЛИКАЦИИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ

ДОКУМЕНТЫ

ОБРАЩЕНИЯ К ВЛАСТЯМ

ИЗБИЕНИЯ | VIOLENCE

МИТИНГИ | CITY DEFENDING ACTIONS

ЛАХТА-ЦЕНТР

ВЫБОРЫ

НАШИ ПОБЕДЫ

Новости градозащиты

ЖКХ

Наведение порядка на Руси

ПОИСК

 

За эту красоту мы приняли бой

Free counters!

Спаси Питер! || Законы || Суды || ЕСПЧ || Публикации || Документы || Обращения к властям

Спасем Санкт-Петербург от варваров!

olga-andronova.livejournal.com
olga-andronova.blogspot.ru

"Наши мертвые нас не оставят в беде.
Наши павшие - как часовые"


ДОКУМЕНТЫ
Разборки с прокуратурой по земле Охтинского мыса


РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № К03-15/13 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Номер дела: К03-15/13

Дата публикации: 28 мая 2013, 14:23

28.05.2013 № 03/7321

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № К03-15/13 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 28 мая 2013 г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, назначенная приказом руководителя Санкт-Петербургского УФАС России от 08.02.2013 № 50-ОВ, в составе:

Председатель Комиссии:

Беляев А.Н. – руководитель управления

Члены Комиссии:

Асташенкова Е.И. – начальник отдела контроля органов власти;

Жуков Ю.Н. – начальник юридического отдела;

Тырина Н.И. – старший государственный инспектор отдела контроля

органов власти,

рассмотрев дело № К03- 15/13, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции):

Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (адрес: Санкт-Петербург, Суворовский пр., 62), выразившимся в разработке и утверждении границы земельного участка, расположенного по адресу: СПб, Красногвардейская пл., д.2, лит. К, кадастровый номер 78:11:6001А1:34 (Распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству СПб от 05.08.2009 №2500-рк «Об утверждении границ земельного участка», от 05.08.2009 №853-гр «Об образовании земельного участка» в целях осуществления строительства общественно-делового центра «Охта»),

Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (адрес: Санкт-Петербург, Смольный), выразившимся в совершении действий по объединению земельного участка с кадастровым № 78:11:6001А:25 (35989 кв.м), принадлежащего на праве частной собственности ОАО «Общественно-деловой центр «Охта» и 6 земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:6001А:22, 78:11:6001А:23, 78:11:6001А:28, 78:11:6001А:29, 78:11:6001А:30, 78:11:6001А:32, общей площадью 11 264 кв.м, принадлежащих на праве государственной собственности Санкт-Петербургу,

что привело к передаче ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной собственности, общей площадью 11 264 кв.м, и недопущению конкуренции за право аренды указанных земельных участков в целях осуществления инвестиционной деятельности,

УСТАНОВИЛА:

Дело № К03-15/13 возбуждено Санкт-Петербургским УФАС России в связи с обнаружением антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства (п.3 ч.2 ст.39 Закона о защите конкуренции), с учетом поступившего обращения депутата Законодательного Собрания СПб Ковалева А.А. (вх.от 14.11.2012 № 16883).

В обращении указано, что «05.08.2009 Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ), действующим от имени Санкт-Петербурга, в лице заместителя председателя КУГИ, заключено Соглашение об объединении земельных участков с ОАО «Общественно-деловой центр «Охта».

В результате Соглашения принадлежащие Санкт-Петербургу земельные участки по адресам: Санкт-Петербург, Красногвардейская пл., дом 2, литеры Б, А, Красногвардейская пл., участки 1, 5, 2, 6, ранее имевшие кадастровые номера 78:11:6001А:22, 78:11:6001А:23, 78:11:6001А:28, 78:11:6001А:29, 78:11:6001А:З0, 78:11:6001А:32, были объединены с принадлежащим ОАО «Общественно-деловой центр «Охта» участком по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская пл., дом 2, литера С, с кадастровым номером 78:11:6001А:25.

Образованному земельному участку присвоен кадастровый номер 78:11:6001А:34 и адрес: Санкт-Петербург, Красногвардейская пл., дом 2, литер К.

Согласно пункту 3 Соглашения об определении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от 05.08.2009 Санкт-Петербургу перешли в собственность 11264/47253 долей объединенного земельного участка, а обществу 35989/47253 долей.

Каких-либо правовых актов, либо иных оснований для заключения указанных Соглашений не имелось. Решение об объединении земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, с земельным участком, находящимся в частной собственности, принято должностным лицом КУГИ самостоятельно.»

«Решение об объединении земельных участков повлекло реализацию обществом исключительного права выкупа государственной доли по цене, соответствующей доли кадастровой стоимости земельного участка, что не соответствует рыночной цене указанного земельного участка, а также не допускает конкуренции за право аренды указанных земельных участков в целях осуществления инвестиционной деятельности.»

К участию в деле № К03-15/13 в качестве заинтересованных лиц привлечены: Правительство Санкт-Петербурга, ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта»; в качестве лица, располагающего сведениями, депутат Законодательного Собрания СПб Ковалев А.А..

Позиция Правительства Санкт-Петербурга относительно обстоятельств дела №К03-15/13 изложена в письме (вх.№ 5155 от 21.03.2013), которая заключается в следующем.

«Пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) допускается образование земельных участков при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

При этом ЗК РФ не установлен запрет на объединение земельных участков, находящихся в государственной собственности и собственности физических и юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.»

«В соответствии с Порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 № 31-рп, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее – КЗР) принимает решение об утверждении границ земельного участка независимо от площади, в том числе при формировании земельных участков, образованных путем слияния земельных участков, имеющих одинаковый вид разрешенного использования, прошедших государственный кадастровый учет и на которые оформлены правоустанавливающие документы.

В соответствии с Положением о Комитете по управлению городским имуществом, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 № 1589, заключение соглашений об объединении земельных участков относится к полномочиям Комитета. Заключение таких договоров осуществляется Комитетом на основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности статей 244, 245, 246, 247, а также пункта 3 статьи 44 Устава Санкт-Петербурга.»

Позиция КУГИ относительно обстоятельств дела № К03-15/13 изложена в письме (вх.№ 610 от 15.01.2013), которая заключается в следующем.

«Во исполнение Целевой программы Санкт-Петербурга «Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 30.03.2006 № 152-14, имеющей исключительно важное значение для комплексного развития центральных районов города, его экономики и инфраструктуры, реализуемой, в том числе ОАО «Общественно-деловой центр «Охта», созданным при участии Санкт-Петербурга и ОАО «Газпром» и являющимся согласно указанной программе одним из исполнителем ее основных мероприятий, осуществлено объединение:

- земельного участка с кадастровым номером 78:11:6001А:25, площадью 35989 кв.м, принадлежащего на праве частной собственности ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта»;

- б земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:6001А:22, 78:11:6001А:23, 78:11:6001А:28, 78:11:6001А:29, 78:11:6001А:30, 78:11:6001А:32, общей площадью 11264кв.м, принадлежавших на праве государственной собственности Санкт-Петербургу,

в результате чего сформирован земельный участок общей площадью 47253 кв.м, с кадастровым номером 78:11:6001А:34, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская пл., д. 2, литера К.

Земельный участок с кадастровым номером 78:11:6001А:34 образован по заявлению Комитета по управлению городским имуществом (далее - Комитет) и Общества на основании распоряжений Комитета по земельным ресурсам землеустройству Санкт-Петербурга от 05.08.2009 № 2500-рк «Об утверждении границ земельного участка» , от 05.08.2009 № 853-гр «Об образовании земельного участка» в целях осуществления строительства общественно-делового центра «Охта».

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 78:11:6001А1:34 - для размещения коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения (бизнес-центров, отдельных офисов различных фирм, компаний и других т.д.).

Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 05.08.2009. Земельные участки, из которых он был образован, 05.08.2009 были сняты с государственного кадастрового учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом ЗК РФ не установлен запрет на объединение земельных участков, находящихся в государственной собственности и собственности физических и юридических лиц.

Правила объединения земельных участков установлены статьей 11.6 ЗК РФ, в соответствии с которой:

1. при объединении смежных земельных участков образуется только один земельный участок и существование таких смежных земельных участков прекращается.

2. при объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право собственности на образуемые земельные участки в соответствии с гражданским законодательством.

При этом Гражданский кодекс Российской Федерации также не содержит запрета на образование общей долевой собственности в результате объединения земельных участков.

Таким образом, исходя из смысла статьи 11.6 ЗК РФ для объединения земельных участков необходимы следующие условия: объединяемые земельные участки должны быть смежными и принадлежать на праве собственности.

Образование земельного участка путем объединения земельного участка, находящегося в частной собственности, с земельным участком, находящимся в государственной собственности Санкт-Петербурга, не противоречит положениям действующего законодательства Российской Федерации.

Соглашение об объединении вышеуказанных земельных участков и соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на

- земельный участок заключено между Комитетом и Обществом 05.08.2009.

Право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 78:11:6001А:34 зарегистрировано в регистрационном органе 07.08.2009.

В соответствии со статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли. Публичные торги для продажи доли в праве общей собственности при отсутствии согласия на это всех участников долевой собственности могут проводиться в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Договор купли-продажи доли Санкт-Петербурга (11264/47253 кв.м) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 78:11:6001А1:34 заключен между Комитетом и Обществом 24.12.2009. Государственная регистрация права на указанную долю произведена 10.02.2010.

Согласно имеющимся в Комитете сведениям Обществом в 2011 году осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 78:11:6001А1:34 с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:6001А1:35, 78:11:6001 А 1:36. На указанных земельных участках объекты недвижимости не расположены.»

КЗР и ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» в письмах ( от 08.05.20 13 и от 25.03.2013 соответственно), изложили позиции относительно обстоятельств дела № К03-15/13, аналогичные позициям Правительства Санкт-Петербурга и КУГИ.

Дополнительно ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» указало, что «объединение земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:6001 А:25 (находившегося в собственности Общества) и 78:11:6001 А:22, 78:11:6001 А:23, 78:11:6001А:28, 78:11:6001А:29, 78:11:6001А:30, 78:11:6001А:32 (находившихся в собственности Санкт-Петербурга), расположенных по адресу: г.Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь, дом 2, было осуществлено в целях реализации положений Закона Санкт-Петербурга от 30.03.2006 г. № 152-14 «О целевой программе Санкт?Петербурга «Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге».

Согласно положениям данного Закона Общество выступало в качестве инвестора, заказчика-застройщика в части подготовки территории для строительства, в том числе формирования строительной площадки и приобретения прав на земельные участки и иные объекты недвижимости, входящие в территорию застройки, подготовки к проектированию, проектирования, строительства, выполнения иных работ (услуг) и осуществления финансирования строительства, реконструкции и переоборудования объектов.

На момент совершения всех вышеуказанных действий (как и в настоящее время), единственной альтернативой оформлению прав Общества, как исполнителя Целевой программы Санкт- Петербурга, на территорию земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:6001А:22, 78:11:6001А:23, 78:11:6001А:28, 78:11:6001А:29, 78:11:6001А:30, 78:11:6001А:32, через приобретение доли в праве общей долевой собственности, являлось предоставление данных земельных участков в соответствии с положениями Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 № 282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции».

Согласно пункту 1 статьи 3 указанного Закона целевое предоставление объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, осуществляется на основании правовых актов Правительства Санкт-Петербурга. В соответствии с пунктом 3 статьи 5 целевое предоставление земельных участков допускается в том числе в соответствии с целевыми программами Санкт-Петербурга, федеральными целевыми программами, т.е. без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Упомянутые нормы законодательства Санкт-Петербурга приняты в развитие соответствующих положений Земельного Кодекса РФ. прямо предусматривающих возможность предоставления прав на земельные участки для целей строительства без проведения торгов (пункты 2, 2.1. ст.30 ЗК РФ)».

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела материалы дела № К03-15/13, заслушала лиц участвующих в деле, в т.ч. относительно документов и позиций лиц, участвующих в деле, исследовала документы и нормативные акты и установила следующее.

Законом Санкт-Петербурга от 30.03.2006 №152-14 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге» (далее - Закон СПб от 30.03.2006 №152-14) утверждена Целевая программа Санкт-Петербурга «Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге» (далее – Целевая программа).

Целевая программа содержит комплекс мероприятий, связанных с освоением ряда территорий Санкт-Петербурга, в том числе, включающих в себя вывод промышленных зон из центральной части Санкт-Петербурга, развитием транспортной и социальных инфраструктур.

В пункте «Объемы и источники финансирования основных мероприятий Программы» предусмотрено, что средства бюджета на исполнение Программы предоставляются в виде субвенции, а также в форме бюджетных инвестиций. Так, указанной Целевой программой предусмотрено выделение субвенции из бюджета Санкт-Петербурга на строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге и бюджетных инвестиций в уставный капитал ОАО «Общественно-деловой центр «Охта».

Государственным заказчиком программы определен Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга.

Целевой программой установлены объемы и источники финансирования мероприятий, которые должны быть осуществлены соответствующим исполнителем Целевой программы в течение долгосрочного периода. Долгосрочные целевые программы регулируются нормами статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и представляют собой финансирование мероприятий, осуществляемых за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Закона СПб от 30.03.2006 №152-14), предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.

В связи с вступившими в силу изменениями в Бюджетный Кодекс РФ, ограничивающими предоставление бюджетных средств коммерческим организациям в форме субвенции, в Закон СПб от 30.03.2006 №152-14 внесены соответствующие изменения, которыми предусмотрено выделение средств бюджета Санкт-Петербурга с 2008 года ОАО «Общественно деловой центр «Охта» в форме бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися государственными учреждениями.

Предоставление инвестиций юридическим лицам, не являющимися государственными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием субъектов Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ (п. 1 ст. 80 БК РФ).

Законами Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год предусматривались расходы на финансирование основных мероприятий Программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга для выполнения ОАО «Общественно-деловой центр «Охта» работ по подготовке территории для строительства, в том числе по формированию строительной площадки и приобретению прав на земельные участки и иные объекты недвижимости, находящиеся на территории строительства, по подготовке к проектированию, проектированию и строительству объектов, выполнению иных работ (услуг), необходимых для реализации основных мероприятий Целевой программы в соответствии со сроками реализации Целевой программы. Предоставление бюджетных средств в форме бюджетных инвестиций в уставный капитал ОАО «Общественно-деловой центр «Охта» предусматривалось Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга.

Согласно Целевой программе, «Право собственности на все вновь возведенные (построенные) и реконструированные объекты по результатам реализации Программы возникнет у ОАО «Общественно-деловой центр «Охта», 22,69 процента в уставном капитале которого к 2009 году будет принадлежать Санкт-Петербургу».

Исполнители основных мероприятий Целевой программы:

Открытое акционерное общество «Общественно-деловой центр «Охта», являющееся инвестором, заказчиком-застройщиком в части подготовки территории для строительства, в том числе формирования строительной площадки и приобретения прав на земельные участки и иные объекты недвижимости, входящие в территорию застройки, подготовки к проектированию, проектирования, строительства, выполнения иных работ (услуг) и осуществления финансирования строительства, реконструкции и переоборудования объектов; Комитет по строительству в части осуществления бюджетного финансирования Программы в форме субвенций; Комитет по управлению городским имуществом в части осуществления бюджетного финансирования Программы в форме бюджетных инвестиций и осуществления полномочий собственника от имени Санкт-Петербурга.

Ожидаемые конечные результаты реализации Целевой программы:

Вывод промышленных зон из центральной части Санкт-Петербурга, комплексное социально-экономическое развитие районов Санкт-Петербурга, способствующее улучшению качества жизни их населения; создание нового центра общественно-деловой жизни в Санкт-Петербурге, включающего общественный административный деловой центр, жилые дома, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; развитие деловой активности в Санкт-Петербурге, создание условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса; градостроительное развитие прилегающих к объектам территорий; создание новых рабочих мест.

Таким образом, Закон СПб от 30.03.2006 №152-14 регулирует бюджетные правоотношения, связанные с финансированием соответствующих мероприятий, указанных в Целевой программе, и не регулирует вопросы предоставления земельных участков в целях реализации Целевой программы, то есть не является ни решением о предоставлении земельных участков для строительства, ни разрешением на строительство.

При этом конечные результаты Целевой программы, содержащиеся в Паспорте программы, предусматривают создание нового центра общественно-деловой жизни Санкт-Петербурга, включающего общественный административный деловой центр, жилые дома, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Во исполнение Целевой программы «Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 30.03.2006 № 152-14 КУГИ, КЗР и ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» осуществлены действия, направленные на объединение земельных участков, находящихся в частной и государственной собственности, а именно:

05.08.2009 Санкт-Петербург, в лице КУГИ, заключил с ОАО «Общественно-деловой центр «Охта» Соглашение об объединении земельного участка с кадастровым номером 78:11:6001А:25, площадью 35989 кв.м, принадлежащего на праве частной собственности ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» и б земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:6001А:22, 78:11:6001А:23, 78:11:6001А:28, 78:11:6001А:29, 78:11:6001А:30, 78:11:6001А:32, общей площадью 11264кв.м, принадлежавших на праве государственной собственности Санкт-Петербургу,

по заявлению КУГИ и ОАО «Общественно-деловой центр «Охта» на основании распоряжения КЗР от 05.08.2009 №2500-рк «Об утверждении границ земельного участка», от 05.08.2009 №853-гр «Об образовании земельного участка» в целях осуществления строительства общественно-делового центра «Охта» сформирован земельный участок общей площадью 47253 кв.м, с кадастровым номером 78:11:6001А:34, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская пл., д. 2, литера К.

05.08.2009 Санкт-Петербург, в лице КУГИ, заключил с ОАО «Общественно-деловой центр «Охта» Соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 47253 кв.м, с кадастровым номером 78:11:6001А:34.

Право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №78:11:6001А1:34 зарегистрировано 07.08.2009:

- доля Санкт-Петербурга в праве общей долевой собственности на земельный участок – 11264/47253;

- доля ОАО «Общественно-деловой центр «Охта» в праве общей долевой собственности на земельный участок – 35989/47253.

29.11.2009 на внеочередном общем собрании акционеров ОАО «Общественно-деловой центр «Охта» утверждены изменения в учредительные документы Общества в связи с изменением типа акционерного общества, его фирменного наименования и иных связанных с этим изменений, утвержден Устав ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта».

Распоряжением КУГИ от 09.12.2009 № 135-р «О продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу; Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь, д.2, лит.К», принято решение о продаже доли Санкт-Петербурга в праве общей долевой собственности на земельный участок – 11264/47253.

24.12.2009 между КУГИ и ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» заключен Договор № 056/2009 купли-продажи доли Санкт-Петербурга (11264/47253) в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, в результате чего доля Санкт-Петербурга поступила в частную собственность ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта». Государственная регистрация права на указанную долю произведена 10.02.2010.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила, что порядок предоставления земельных участков для строительства в Санкт-Петербурге регулируется ЗК РФ, Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 № 282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» (далее – Закон СПб № 282-43).

Законом СПб № 282-43 установлено:

- ч. 1 ст. 3 - решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга утверждает инвестиционные условия и критерии выявления победителей торгов.

-ч.2 ст. 3 - объекты недвижимости предоставляются на торгах.

-ч.5 ст.3 - в случае, когда объектом недвижимости является земельный участок, предметом торгов является земельный участок либо право заключения договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях, либо право на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статьей 5 Закона СПб № 282-43 установлены случаи целевого предоставления объектов недвижимости (земельных участков, зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства), в том числе п.2 ч.3 ст.5 - в соответствии с целевыми программами Санкт-Петербурга.

Таким образом, Законом СПб № 282-43 предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, без проведения торгов для реализации целевых программ. В рассматриваемом случае приведенные нормы Закона СПб № 282-43 не применялись.

Объединение земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности для реализации целевых программ, Законом СПб № 282-43, а также иными нормативными актами Санкт-Петербурга, не предусмотрено. Порядок принятия решения об объединении земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности в Санкт-Петербурге, а также порядок объединения таких земельных участков, отсутствует.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 11.10.2012 № Д23сг-2957 «О разъяснений положений земельного законодательства», по запросу Правительства Санкт-Петербурга указало, что «возможное распоряжение частью земельного участка, соответствующей доли, находящейся в собственности физического или юридического лица, осуществляется на основании договора купли-продажи, а распоряжение долей, находящейся в государственной собственности, должно осуществлять на основании соответствующего акта органа государственной власти, а также договора.

В рассматриваемом случае, при объединении земельных участков распорядительный акт (решение) органа государственной власти не принимался.

По мнению Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России применительно к рассматриваемому случаю, Положением о Комитете по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 №1589, КУГИ не наделен полномочиями по принятию решений об объединении земельных участков, а также по заключению (подписанию) договоров купли-продажи объектов недвижимости (долей), находящихся в государственной собственности.

Согласно приказу КУГИ от 16.11.2007 № 117-п «О распределении обязанностей между заместителями председателя КУГИ, и доверенности от 20.01.2009 № 725-42, должностное лицо, подписавшее от имени Санкт-Петербурга, в лице КУГИ, Соглашение об объединении земельных участков и Соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, не наделено полномочиями на совершение таких действий.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 № 1002 «О создании открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга», распоряжением КУГИ от 31.08.2006 № 262-р «О порядке взаимодействия структурных подразделений Комитета и открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга" при продаже находящихся в государственной собственности земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости», договором от 20.09.2005 № Фао-1/2005, заключенным между КУГИ и ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» обязан от имени и по поручению собственника осуществлять действия по проведению продажи имущества, а также заключать договоры купли-продажи земельных участков либо долей в праве общей долевой собственности на земельные участки.

Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усмотрела возможные признаки нарушения в действиях должностных лиц органов власти, оценка которых не относится к компетенции антимонопольного органа.

В ходе рассмотрения дела №К03-15/13 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что в настоящее время Целевая программа Санкт-Петербурга «Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге», утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 30.03.2006 №152-14, для реализации которой осуществлена передача в частную собственность без проведения торгов 6 земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:6001А:22, 78:11:6001А:23, 78:11:6001А:28, 78:11:6001А:29, 78:11:6001А:30, 78:11:6001А:32, общей площадью 11 264 кв.м, принадлежащих до начала ее реализации на праве государственной собственности Санкт-Петербургу, перешли в частную собственность ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта», не реализована.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что контроль за реализацией Целевой программы, в том числе в части использования средств бюджета Санкт-Петербурга, предоставленных в виде субвенции и в форме бюджетных инвестиций на исполнение Целевой Программы, а также в части участия Санкт-Петербурга в уставном капитале ОАО «Общественно-деловой центр «Охта» не относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом, по сообщению КУГИ, в 2011 году ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» осуществило раздел земельного участка с кадастровым номером 78:11:6001А1:34 с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:6001А1:35 и 78:11:6001А1:36.

Вместе с тем, по смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ), земельный участок считается сформированным, если в его отношении проведен государственный кадастровый учет.

В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется посредствам проведения торгов (аукциона).

6 земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:6001А:22, 78:11:6001А:23, 78:11:6001А:28, 78:11:6001А:29, 78:11:6001А:30, 78:11:6001А:32, общей площадью 11 264 кв.м, принадлежащие на праве государственной собственности Санкт-Петербургу, до их объединения с земельным участком, находившимся в частной собственности, являлись сформированными и могли быть предоставлены на торгах для осуществления инвестиционной деятельности.

В соответствии со статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

В связи с тем, что рассматриваемые действия КЗР и КУГИ датированы 2009 годом, а государственная регистрация права ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» на долю Санкт-Петербурга в праве общей долевой собственности произведена 10.02.2012, срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства истек.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 41.1, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

РЕШИЛА:

1.Прекратить рассмотрение дела №к03-15/13 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Направить материалы дела № К03-15/13 в правоохранительные органы.

3.Рекомендовать Правительству Санкт-Петербурга разработать нормативный акт, устанавливающий порядок принятия решения об объединении земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности.

Председатель Комиссии: Беляев А.Н.

Члены Комиссии: Асташенкова Е.И.

Жуков Ю.Н.

Тырина Н.И.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.


Вместе мы победим!