Демонтаж сплит-системы: стоит ли делать самостоятельно и как?

Демонтаж кондиционера может быть связан с разными причинами, например, перенос, транспортировка в ремонт, замена, на время отделочных работ, капитальный ремонт фасадов и другие возможные причины. Любой тип сплит-систем, будь то бытовой кондиционер для дома или полупромышленная кассетная, канальная и другие типы климатических систем демонтируются абсолютно одинаково.

Демонтаж настенной сплит-системы

Снять негабаритный настенный кондиционер будет не сложно, если у вас имеется следующий набор инструментов:

  1. Шведские ключи – 2 шт;
  2. Трубоезы или кусачки;
  3. Манометр;
  4. Простая и индикаторная отвертка;
  5. Набор гаечных ключей;
  6. Набор шестигранников;
  7. Для того чтобы сделать демонтаж кондиционера с сохранением фреона нам понадобится манометрическая станция (если демонтаж будет выполняться зимой).

Демонтаж кондиционера с сохранением фреона начинается с закачки фреона во внешний блок, для того чтобы потом его снова использовать. Для этого к газовому вентилю патрубка клапану подключаем манометр через клапан шредера. Следующий этап – снимаем боковою панель, и с помощью шестигранника закручиваем на нагнетателе вентиль. В течение двух минут должно опуститься давление ниже нулевой отметки. Закручиваем вентиль всасывания, выключаем кондиционер и отключаем от электроэнергии.

Далее с помощью кусачек или трубореза отсоединяем (обрезаем) магистральные трубки на расстоянии 15-20 см от штуцера, вальцуем их и снимаем наружный модуль с кронштейнов. Наружный модуль необходимо поместить в плотную упаковку из картона и по бокам обложить пенопластом. Откручиваем гаечными ключами кронштейны.

Важное:

Транспортировка конденсаторного блока осуществляется строго в вертикальном положении.

Приступаем к демонтажу внутреннего блока сплит-системы. Открываем крышку защищающую прибор от внешних повреждений, откручиваем с двух сторон крепежи, которые держат модуль. Отсоединяем магистраль трубопровода, тисками вальцуем концы трубок, отключаем межбочные электропровода, снимаем блок с монтажной пластины и разжимаем защёлки крепления. Теперь снимаем крепление оставшегося трубопровода и пластикового короба. На этом этапе демонтаж сплит-системы своими руками практически завершён, осталось только аккуратно упаковать сплит-систему и транспортировать её на новое место.

Совет:

Если строго следовать по предложенной схеме, то при следующей установке кондиционера, не придётся его заправлять фреоном.

Основные элементы внутреннего блока

Хотя устройство конкретных моделей от разных производителей различается, принципиальная схема, по которой собирают такую климатическую технику, имеет общие основные элементы.

Внутренний блок современной сплит-системы состоит из:

  • передней панели;
  • фильтрующих элементов;
  • вентилятора и испарителя;
  • двигателя;
  • жалюзи;
  • системы дренажа;
  • индикаторной панели и т.п.

Чтобы правильно разобрать устройство, нужно аккуратно отсоединять отдельные элементы в правильной последовательности. Сначала следует внимательно изучить все сопровождающие документы, полученные при покупке устройства.

Основные элементы внутреннего блока

Принципиальное устройство внутреннего блока: 1- лицевая панель; 2,3 – фильтры;4 – вентилятор; 5 – испаритель; 6 – жалюзи; 7 – панель с индикаторами; 8 – вертикальные жалюзи

В них можно найти немало полезной информации о том, как разобрать внутренний блок этой сплит системы для выполнения мероприятий по обслуживанию. Если по какой-то причине документация отсутствует, имеет смысл поискать необходимые сведения в интернете.

Сетчатый фильтр, предназначенный для первичной очистки воздуха, поступающего во внутренний блок, нужно регулярно очищать от загрязнений с помощью моющего средства Общий порядок работ

Сначала нужно подготовиться к разборке внутреннего блока: отключить устройство от сети, подготовить необходимые инструменты и материалы. Понадобятся разные отвертки, шестигранники, пригодится ветошь, емкость, чтобы слить конденсат, стремянка и т.п.

Через внутренний блок кондиционера постоянно проходят большие потоки воздуха, частички пыли остаются внутри. Нужно периодически убирать этот мусор, чтобы прибор работал корректно

Разные производители сплит систем используют различные типы креплений: болты, защелки, клипсы и т.п. Особую осторожность следует проявлять при работе с пластиковым крепежом. Чрезмерное усилие приведет к поломке элемента. Вместо очистки прибора понадобится его ремонт.

Сначала снимают переднюю панель внутреннего блока. Придется отвинтить болты или отсоединить клипсы, их можно осторожно поддеть прямой отверткой.

Основные элементы внутреннего блока

После этого из корпуса вынимают сетчатый фильтр и жалюзи. Обычно эти элементы, которые нужно очищать достаточно часто, просто вставлены в корпус. Производители предусматривают возможность их легкого демонтажа.

Важно учесть, с какой стороны подключена трубка для отведения конденсата. При левом подключении у некоторых кондиционеров Панасоник для демонтажа конденсатосборника эту трубку придется отключать

Читайте также:  Септик для постоянного проживания

Теперь нужно найти и отсоединить дренажный лоток, если это возможно. Иногда он встроен в корпус. На этом этапе понадобится емкость для скопившейся жидкости, а также ветошь, на случай, если вода разольется. В кондиционерах LG такой элемент обычно закреплен на одном болте, снизу расположены клипсы, их необходимо отщелкнуть.

Затем следует вынуть вал крыльчатки. В ее пазах обычно накапливается очень много пыли. Вынимают этот элемент обычно снизу или сбоку. Если позволяет конструкция, предпочтительнее использовать первый вариант, он проще.

Делают это так:

  1. Отсоединяют крепления радиатора, расположенного в левой части корпуса.
  2. Ослабляют крепежный винт крыльчатки справа.
  3. Аккуратно опускают вал вниз, придерживая отверткой ослабленный болт, чтобы не задеть лопасти.

Все операции нужно выполнять медленно и осторожно. Винт, который удерживает крыльчатку, затянут очень сильно. Его нужно открутить так, чтобы не повредить резьбу. Не стоит выкручивать его до конца, поскольку поставить его обратно в точно таком же положении может быть непросто.

Основные элементы внутреннего блока

Если нет возможности вынуть вал снизу, нужно использовать более сложный вариант:

  1. Отсоединить проводку от блока управления.
  2. Снять крепеж и отсоединить блок от сплит-системы.
  3. Убрать крепления мотора, снять кожух с вала.
  4. Разъединить вал и двигатель, отогнув радиаторные трубки.
  5. Снять крыльчатку и провести очистку всех элементов.

При обратной сборке прибора после чистки оборудования очень важно правильно соединить все элементы. Лопасти вращающихся деталей не должны задевать стенки корпуса или другие компоненты устройства.

Внимание понадобится и во время присоединения проводки. Неопытным мастерам лучше предварительно нарисовать схему или сфотографировать провода, чтобы ничего не перепутать во время их подключения.

Демонтаж сплит-системы с неработающим компрессором

Данная операция проводиться в двух случаях. Первый – кондиционер сломался и требует серьезного ремонта, который невозможно произвести по месту установки, например, замена самого компрессора. Второй – это снятие системы с целью утилизации отработавшей свой ресурс техники, проще говоря, в металлолом.

Процесс отличается тем, что перегнать фреон с неработающим компрессором невозможно. Поэтому начинаем с отключения питания от сети. Далее шестигранником закручиваем до упора два вентиля сразу. Таким образом, мы герметизируем и отключаем внешний блок от магистрали, тем самым сохраним весь фреон, находящийся в наружном блоке сплит-системы.

Медленно откручиваем гайку фиксации трубопровода большего диаметра, помним система находиться под высоким давлением. Стоит только ослабить гайку, как хладагент, находящийся в трубопроводе начнет улетучиваться. После того, как контур опустел, можно демонтировать систему согласно вышеописанной последовательности.

Как видите демонтаж кондиционера не сложный процесс, в сравнении с его установкой. Тем не менее, нужно знать некоторые его нюансы. Вы можете выполнить данные работы самостоятельно или доверить это дело профессионалам. С ценами на демонтаж кондиционеров и сплит-систем в Санкт-Петербурге можно ознакомиться здесь.

4shop Copyright © «Техника для Комфорта»

Как устроен кондиционер?

Принцип работы кондиционера известен: компрессор наружного блока (конденсационного) откачивает пары хладоагента из внутреннего блока (испарительного), они сгущаются, разогреваются, отдают тепло окружающей среде через радиатор наружного блока, затем жидкий хладоагент подается в испаритель внутреннего блока, испаряется там, поглощая тепло помещения, и цикл повторяется.

Устройство кулачкового вакуумного насоса

Отсюда видно уже одно уязвимое место – насос компрессора кондиционера. Работая в таких тяжелых условиях, он должен представлять собой достаточно сложный агрегат. Так оно и есть – в бытовых кондиционерах используются кулачковые вакуумные насосы. Его сердце – два или три (в таком случае на каждом роторе три кулачка) ротора сложной конфигурации в герметичной камере, см. рис. Дополнительных уплотнений, наподобие поршневых колец, прокладок, клапанов и т.п. нет; нужная герметичность и одностороннее действие обеспечиваются исключительно за счет прецизионной точности обработки деталей. Какая-то еще конструкция не даст нужной производительности при таких перепадах температуры и давления.

Теперь понятно, почему насос так уязвим: малейшая царапина от пылинки, ледышки или кусочка окиси с труб – и кондиционер будет тратить электричество на то, чтобы попусту перемешивать хладоагент, а не охлаждать помещение. Ведь с одной стороны насоса – пар фреона при минус –70 градусов (примерно) при давлении в доли атмосферы, а с другой – его же конденсат при +80 при давлении в несколько атмосфер. А фреон исключительно текуч.

Как устроен кондиционер?

Примечание: на рисунке видны высверленные в торцах роторов лунки. Они нужны для идеального баланса – кулачковый насос выходит из строя даже от собственной вибрации.

Именно ради сохранности насоса кондиционеры продаются заполненными очищенным инертным газом под давлением (вспомните, его стравливали при установке), а перед заполнением системы откачиваются до вакуума, чтобы удалить пары воды – замерзнув в системе, они дадут наледь, которая быстро выведет кондиционер из строя.

Читайте также:  Узел прохода вентиляции через кровлю

Зная все это, попробуем разобраться, как снять кондиционер самому, и каковы при этом факторы риска.

Как самостоятельно демонтировать кондиционер – инструкция с видео

Причины снятия с места составных частей сплит-системы могут быть разными – капитальный ремонт в комнате, переезд в новое жилище. Если для демонтажа кондиционера приглашать специалиста, то за эту услугу придется заплатить от 2 800 до 4 500 рублей (в зависимости от модели). Но главное не в этом – сколько придется ждать мастера? А если обстоятельства сложились так, что времени нет? Разберемся, как все сделать своими руками.

Рекомендуемый порядок работы

Первое, что необходимо проделать – убедиться, что заземление не нарушено. Элементарная предосторожность, не более.

Далее – общий алгоритм действий. При самостоятельном демонтаже (как и при установке сплит-системы)необходимо учесть все особенности установки системы, специфику подключения к эл/питанию и другие нюансы.

Удаление хладагента из внутреннего блока

  • Газ циркулирует по замкнутому контуру. Следовательно, путь его поступления к внутреннему блоку следует перекрыть. Для этого закрывается краник на том, что за окном (внешнем). Он располагается на подходящей к нему медной трубке (тонкой). Чтобы его закрутить, нужен ключ-шестигранник.
  • Включается кондиционер. Режим – охлаждение.

Здесь может возникнуть ряд вопросов и проблем:

Во-первых, система сразу же даст «отказ». Очень редко, но случается. Выход простой – подключить внешний блок напрямую к розетке. Естественно, для этого необходимы хотя бы элементарные познания в эл/технике. Если для хозяина такая перекоммутация представляет сложность, то не грех обратиться и к знающему соседу. Выход всегда есть.

Во-вторых, сколько так «гонять» систему? Точного ответа не даст никто. Продолжительность работы зависит от модели. Кстати, этим секретом не любят делиться сотрудники сервисных служб, чтобы не терять потенциальных клиентов. Но анализ всех отзывов и советов по этому вопросу позволяет сделать вывод, что в пределах 60 секунд (± 2).

В процессе работы кондиционера газ будет удален из внутреннего блока и частично – из соединительной трубки. Естественно, некоторых потерь фреона в процессе дальнейшей разборки системы не избежать, но это уже издержки самостоятельного демонтажа.

Прибор выключается и перекрывается кран на второй подходящей к наружному блоку трубке – более толстой, а также дополнительно подтягивается первый (если необходимо). Все — хладагент «загнан» и закупорен в конденсаторе.

Как самостоятельно демонтировать кондиционер – инструкция с видео

Обесточивание системы

Если вилка включена в розетку, то она вытаскивается. В случае подключения напрямую к щитку с помощью удлинительного кабеля – отключается автомат защиты и отсоединяются все концы.

Демонтаж коммуникаций

Откуда начинать? Как удобнее. Задача – снять все трубки и провода. Главную сложность представляет отсоединение от внутреннего блока. Если потребуется его «отжать» от стены, бояться не нужно – корпус зафиксирован только в верхней части, на горизонтальной планке.

На заметку! Если необходимо трубки свернуть в бухту, то ее допустимый минимальный диаметр – 0,6 м. При более плотном скручивании есть риск повреждения (расплющивания, излома) стенок.

Снятие внутреннего блока

Никаких сложностей в этом нет. Достаточно открыть крышку кожуха, и сразу станет понятно. Как правило, блок просто приподнимается немного вверх, и на себя. Кстати, это удобный момент, чтобы почистить кондиционер, а также фильтры.

Рекомендации

  • Если предполагается перевозка блока и неизвестно, когда он будет смонтирован вновь, все патрубки желательно закрыть заглушками. Например, скрученными кусками ткани, плотной бумагой. Но это необходимо сделать, чтобы в каналы не попала пыль. Иначе придется вызывать мастера и оплачивать принудительную очистку системы.
  • При отсоединении трубок, проводов их концы необходимо помечать (маркировать). Дополнительно все зарисовать. Неизвестно, когда будет производиться повторная сборка, поэтому надеяться на собственную память и на то, что со временем метки не сотрутся, не стоит.
  • Следует учесть, что нарушение правил демонтажа наружного блока часто приводит к утечке хладагента. Значит, потребуется вызов специалиста для его закачки. Сама работа оценивается невысоко (порядка 650 рублей), но газ довольно дорогой. Восстановление работоспособности внешнего блока сопоставимо со стоимостью услуг профессионалов по демонтажу. Если нет уверенности в своих силах, то целесообразнее обратиться к ним сразу.
  • При перевозке кондиционера следует соблюдать осторожность. Самая «нежная» часть системы – вакуумный насос, который стоит достаточно дорого. Плюс – его установка и регулировка системы.

И последнее — прежде чем разбирать систему кондиционирования, следует изучить устройство именно данной модели, принцип ее функционирования хотя бы в общих чертах.

Лезть с отверткой и ключом «вслепую» – гарантия того, что придется отдавать климатический прибор в ремонт.

Читайте также:  Как и чем правильно утеплять дымоход: сравнение и инструкция

Заключение

В заключении хочется отметить что монтаж и запуск – как кондиционеров, так и сплит систем достаточно сложное мероприятие. Необходимо обладать навыками строительных и монтажных работ, разбираться в технической документации и материалах. Именно поэтому, в большинстве случаев, к таким работам привлекают специалистов.

Более того, некоторые крупные сплит системы устанавливают только представители завода производителя. В противном случае теряется гарантия на сервисное обслуживание.

Также отметим, что запуск систем кондиционирования при помощи вакуумных насосов проводят в России и ближайших странах. В мировой практике их не применяют. Например, тот же Израиль где кондиционеры не выключают круглый год. Почему это делается, вопрос к зарубежным специалистам.

Источник ссылка

Разборка кондиционера, у которого вал вытаскивается справа

  • самая сложная ситуация, когда приходится снимать блок управления и мотор вала (предупреждаем, что в этом случае крайне желательно обратиться к специалистам):
  • извлекаем блок управления из корпуса кондиционера. Для этого отсоединяем все датчики и провода, которые к нему подходят. Затем освобождаем клипсы и откручиваем саморезы, которые его крепят;
  • откручиваем кожух крепления мотора (обычно 4 самореза). Откручиваем все саморезы, которые помогут освободить кожух и вал;
  • внимательно изучаем, каким образом отсоединить вал от мотора и извлечь его из корпуса. Скорее всего, придется аккуратно гнуть медные трубки, которые подходят к радиатору.

Подробнее этот случай смотрите в статье про чистку кондиционера.

Вопрос-ответ

Поддержание вашего кондиционера может продлить его срок службы и сэкономить вам большие деньги в долгосрочной перспективе. Чтобы сделать еще один шаг вперед, когда наступит осенне-зимний сезон, накройте кондиционер пластиком и закрепите его веревкой или банджи-шнурами.

И помните: лучше регулярно поддерживать устройство в надлежащем виде и уделить немного времени на его очистку, нежели потерять время, деньги и нервы на длительный и дорогостоящий ремонт или замену испорченного устройства.

Основные разновидности снятия: с сохранением фреона и без него

Как снять или перевесить кондиционер со стены, и не потерять фреон? Как было сказано выше, фреон является достаточно дорогостоящим, и при снятии кондиционера своими руками его следует сохранить. Но если срок эксплуатации устройства продолжителен, и фреон подлежит замене, то при переезде его можно и не сохранять, а просто слить и утилизировать.

Если же принято решение сохранить фреон, то последовательность снятия кондиционера следующая:

  • На наружной части сплит-системы установлены сервисные вентили с защитными колпачками, закрывающими специальные шлицы. Для доступа к шлицам колпачки следует разобрать и установить шестигранник только в вентиль на тонкой трубке, расположенной снизу устройства.

Снятие специальных шестигранных шлицев

  • Теперь следует установить самую низкую температуру охлаждения воздуха и включить устройство на максимальный режим работы. На некоторых моделях предусмотрена опция «турбо».
  • После включения усиленного режима работы вентиль (с установленным шестигранником) следует закрутить. С этого момента система должна проработать не менее одной минуты, за которую весь фреон перетечёт во внешний блок.
  • После перекачки фреона в наружный блок перекрывается газовая магистраль и устройство выключается. Следует помнить, что продолжение работы кондиционера в таком режиме с двумя перекрытыми вентилями приведёт к порче сплит-системы.
  • Открутить гайки крепления медных магистралей, покрытых теплоизоляционным слоем, который также следует снять. Теперь трубки аккуратно сгибаются и их можно достать через отверстие в стене.

При снятии внешнего блока необходим помощник

После выполнения всех вышеперечисленных операций можно приступать к непосредственному демонтажу кондиционера, который лучше начинать со снятия внешнего блока.

Очень важно помнить, что трубы после снятия следует закупорить. Часто для этого используют простой скотч, плёнку или изоленту. Более надёжным способом является их закрытие с помощью простых пассатижей. Если же подходить к проблеме со всей ответственностью, то концы труб следует надёжно закрыть, используя слесарные тиски, препятствуя таким образом проникновению влаги и пыли в испарительную камеру.

Как снять внутренний блок

Для снятия внутреннего блока кондиционера любого типа требуется отщелкнуть нижние клипсы. У большинства устройств они находятся снизу и обозначены стрелками или засечками. Типы клипс:

  • Зацеп за настенную пластину произведен сверху. В этих случаях на клипсы нажимают вверх.
  • Нижний зацеп за пластину. В таких устройствах снизу находятся дополнительные отверстия. Крепления оттягивают вниз от блока.
  • Клипсы, расположенные под декоративной крышкой. Сначала снимают крышку, а затем отжимают крепления.
Как снять внутренний блок

Снятый внутренний модуль кондиционера разбирается легче.