Как настроить регулятор тяги для твердотопливных котлов

Множество котлов устанавливается как на малых, так и на промышленных объектах. И обязательным атрибутом котельной становится труба дымоудаления. Конечно, есть такие котлы, которые не нуждаются в установке высокой дымоходной трубы, или дымохода вообще (это относится к крышным котельным с использованием котлов наружного монтажа). В этой статье пойдет речь о классической схеме дымоудаления и о присущих ей особенностях

Подготовка котла к разжиганию

  1. Необходимо заполнить котел, заранее подготовленной водой, температура ее не должна превышать 40 градусов. Следует отметить, что вода для котла не должна быть жесткая. Это будет способствовать образованию накипи в котле, что быстро приведет к неисправности.
  2. Давление воды должно быть больше 1 бара. Необходимо следить за этим, и не допускать понижения давления.
  3. Перед тем как разжечь котел, необходимо включить циркуляционный насос.
  4. Мощность и расход воды в котловом контуре должны соответствовать друг, другу при разнице температур 20 градусов.
  5. Поднесите листок бумаги к заслонке, таким образом можно проверить есть ли тяга.
  6. Откройте отверстие для подачи воздуха, в том помещении, где находится котел.
  7. И в конце проветрите помещение в течении 10-15 минут.
Подготовка котла к разжиганию

Принцип работы регулятора тяги

Механический регулятор тяги работает на принципе термомеханики и не требует подключения электропитания. Это позволяет использовать его в энергонезависимых системах отопления с использованием твердотопливных котлов.

Он поддерживает установленную температуру теплоносителя, изменяя положение заслонки, которая обеспечивает подачу воздуха в камеру сгорания. При ограниченном поступлении кислорода интенсивность горения уменьшается, а избыточное тепло не выделяется.

Принцип работы регулятора тяги

При этом исключается перегрев конструктивных элементов, что позволяет увеличить срок эксплуатации котла. Если температуру в трубопроводе нужно поднять, заслонка приоткрывается, увеличивая доступ кислорода к пламени. Регулятор тяги состоит из таких элементов:

  • корпус;
  • рычаг;
  • погружная гильза;
  • пластиковая рукоятка со шкалой;
  • термоэлемент;
  • стальная цепь.
Принцип работы регулятора тяги

Рабочий материал в терморегуляторе расширяется или уменьшается при нагревании и остывании теплоносителя в котле. Изменение его размера действует на рычаг, который изменяет свое положение. В результате этого заслонка открывается или закрывается.

Совет! Недостаток твердотопливных котлов заключается в непродолжительном времени горения. Загрузив порцию топлива, можно обеспечить работу теплогенератора на 3-4 часа. Чтобы продлить время горения, нужно уменьшить поступление воздуха в топку. Этого можно добиться с помощью регулятора тяги.

Стабилизаторы тяги

Тяга в дымоходе увеличивается при прогреве. И контролировать этот процесс при разных параметрах давления достаточно сложно.

Решение проблемы нестабильности разрежения было найдено благодаря достаточно простому устройству – стабилизатору тяги дымохода. С его помощью поддерживается постоянное разрежение в пределах, заданных производителем отопительных приборов.

Регулировка тяги в трубе дымоудаления производится автоматической подачей вторичного воздуха в дымоход, регулируя разрежение в дымоходе и оптимальность тяги для нормального функционирования отопительного прибора путем изменения расхода смеси воздуха и дыма.

Предохранительная заслонка стабилизатора тяги не допускает переизбытка давления (разрежения), поддерживая его на нужном уровне.

Стабилизаторы тяги (рис. 1), выполненные из нержавеющей стали, универсальны, подойдут для исправной работы любого теплогенерирующего устройства, в том числе и конденсационного типа. Их легко монтировать, в большой площади они не нуждаются, к тому же, могут исправно работать при температуре исходящих газов вплоть до +500°С.

Регулятор тяги для твердотопливных котлов Устройство и монтаж регулятора тяги для … Регулятор тяги твердотопливного котла … Регулятор тяги для твердотопливных … Устройство и монтаж регулятора тяги для … Регулятор тяги для твердотопливных … Установка регулятора тяги на … Регулятор тяги для котла – как … Установка регулятора тяги на котел … Устройство регулятора тяги для …

Рис. 1

Конструктивно регулятор тяги выполнен в виде маятниковой крышки с регулируемым противовесом. Как правило, регулировка давления срабатывания регулятора осуществляется за счет перестановки противовеса при помощи вращающейся ручки. В зависимости от установки противовеса, маятниковая крышка обеспечивает подачу большего или меньшего количества воздуха извне в трубу дымохода, если разрежение становится слишком велико. Поворот вращающейся ручки по часовой стрелке снижает разрежение в отопительном приборе, поворот против часовой стрелки способствует увеличению разрежения (рис. 2).

Читайте также:  8 лучших печей для дома и дачи площадью от 50 до 150 м²

Рис. 2

Для проверки правильности положения заслонки регулятора тяги и необходимости в дополнительной регулировке ее наклона сначала нужно прогреть отопительный прибор и вывести его на обычный рабочий режим.

Самодельный регулятор тяги для котла из термостата

Для эффективного функционирования отопительного агрегата, работающего на дровах, угле или других видах твердого топлива, необходимо корректировать интенсивность горения.

С этой целью традиционно приоткрывали или закрывали дверцу зольника, увеличивая или уменьшая поток воздуха, попадающего в топку.

Регулятор тяги для твердотопливных котлов дает возможность обойтись без ручного управления агрегатом, поддерживая стабильную температуру теплоносителя.

Регулятор тяги для твердотопливного котла

Принцип работы

Механический регулятор тяги устанавливается таким образом, чтобы его нижняя часть контактировала с теплоносителем.

В число основных компонентов устройства входит:

  • цилиндрический корпус;
  • термостатический элемент;
  • рычаг;
  • цепочка, соединяющая дверцу зольника с рычагом.

Функционирует устройство следующим образом:

  1. жидкость в термостатическом элементе нагревается, контактируя с нагревающимся теплоносителем;
  2. благодаря расширению рабочей среды в термостатическом элементе, исполнительный механизм перемещает рычаг;
  3. при перемещении рычага ослабляется цепочка и заслонка начинает закрывать отверстие;
  4. за счет уменьшения потока воздуха в топку, интенсивность горения топлива снижается;
  5. теплоноситель остывает и вместе с этим сжимается рабочая среда в термостатическом элементе;
  6. рычаг перемещается вверх, приоткрывая заслонку;
  7. регулировка выполняется циклически до полного прогорания топлива, при остывании теплоносителя рычаг поднимает заслонку в верхнее положение.

Устройство регулятора тяги

На торце устройства расположена рукоятка настройки. Она ограничивает ход рычага, определяя крайнее положение воздушной заслонки. Это дает возможность задать определенную температуру теплоносителя, которая будет поддерживаться в автоматическом режиме.

Обратите внимание! На твердотопливный котел можно установить автоматический регулятор тяги, в состав которого входит датчик температуры, электронный контроллер и вентилятор, по мере необходимости нагнетающий воздух в камеру сгорания. Но использование такого оборудование делает котел энергозависимым, что принципиально в условиях отсутствия электроснабжения или нестабильной подачи электричества. Автоматикой снабжаются пеллетные и пиролизные агрегаты.

Самодельный регулятор тяги для котла из термостата

Функции регулятора

Терморегулятор для твердотопливного котла не дает содержимому водяной рубашки закипеть и спровоцировать взрыв из-за резкого повышения давления в отопительной системе.

Таким образом, отсутствие устройства для автоматической регулировки нагрева теплоносителя делает эксплуатацию котельного агрегата небезопасной – от человека, отвечающего за работу котла, требуется постоянное повышенное внимание к режиму работы оборудования.

Важно! Снизить риск взрыва твердотопливного котла помогает установка теплоаккумулятора, который отбирает излишки тепла. Но объем резервуара должен соответствовать мощности агрегата, иначе вода в нем также может закипеть.

У тягорегулятора есть и другие функции, помимо защиты теплоносителя от закипания:

Чтобы избежать закипания теплоносителя, вместо регулятора на твердотопливный агрегат можно установить предохранительный клапан. Он позволит в автоматическом режиме сбрасывать давление, если оно превысит установленное значение.

Однако клапан рассчитан на разовые аварийные срабатывания – он выйдет из строя, если теплогенератор будет регулярно нагреваться до критических температур.

Кроме того, без регулятора тяги корректировать нагрев теплоносителя придется вручную.

Виды регуляторов и особенности выбора

Если твердотопливный отопитель в базовой комплектации не оборудован регулятором тяги, устройство придется установить самостоятельно.

Обязательным условием для этого является:

  • наличие специальной гильзы, вмонтированной в водяную рубашку (гильза может располагаться на верхней, фронтальной или боковой части корпуса);
  • дверца зольника, открывающаяся вверх.

От места расположения гильзы зависит тип устройства – выпускаются модели, работающие только в вертикальном положении (монтируются сверху на корпус), только в горизонтальном положении (крепятся на фронтальную или боковую панель) и универсальные.

Конструкция и принцип действия

Схема устройства достаточно проста. Основные конструктивные элементы — это:

  • рукоять регулировки температуры;
  • шток и направляющая;
  • исполнительный механизм;
  • погружная гильза;
  • термочувствительный элемент;
  • пружина;
  • приводной рычаг;
  • крепежные винты рукоятки и рычага;
  • цепочка.

Главный компонент — датчик, реагирующий на колебания температуры. Он взаимодействует с пружиной, которая при нагреве или охлаждении активирует рабочую часть (гильзу и шток).

Та, в свою очередь, посредством механического привода связана с заслонкой топливного отсека. Регулятор тяги для твердотопливных котлов при определенных условиях открывает и закрывает дверцу, поддерживая заданную температуру.

Принцип работы устройства банален, но все же эффективен. Когда заслонка приоткрывается, в топку попадает больше воздуха. За счет этого горение топлива происходит более интенсивно, выделяется больше тепла, эффективнее прогревается помещение. Когда заслонка закрывается, топливо слабее снабжается кислородом и едва тлеет.

Если коротко описать работу регулятора тяги, опираясь на конструктивные особенности, получится следующая схема:

  • при уменьшении тепловой нагрузки термостатический датчик реагирует на колебания;
  • датчик усиливает натяжение пружины;
  • пружина поднимает рычаг;
  • заслонка открывается;
  • горение усиливается.
Читайте также:  Двухтрубная разводка системы отопления: классификация, типы и виды

Чтобы снизить интенсивность процесса, действия выполняют в обратном порядке.

На корпусе регулятора имеется рукоятка с температурной шкалой. Таким образом выставляется требуемое минимальное значение. Температура по необходимости будет повышаться, но никогда не упадет ниже установленного уровня.

На корпусе регулятора имеется рукоятка с температурной шкалой, так выставляется требуемое минимальное значение.

Конструкция и принцип действия

Схема устройства достаточно проста. Основные конструктивные элементы — это:

  • рукоять регулировки температуры;
  • шток и направляющая;
  • исполнительный механизм;
  • погружная гильза;
  • термочувствительный элемент;
  • пружина;
  • приводной рычаг;
  • крепежные винты рукоятки и рычага;
  • цепочка.

Главный компонент — датчик, реагирующий на колебания температуры. Он взаимодействует с пружиной, которая при нагреве или охлаждении активирует рабочую часть (гильзу и шток).

Та, в свою очередь, посредством механического привода связана с заслонкой топливного отсека. Регулятор тяги для твердотопливных котлов при определенных условиях открывает и закрывает дверцу, поддерживая заданную температуру.

Принцип работы устройства банален, но все же эффективен. Когда заслонка приоткрывается, в топку попадает больше воздуха. За счет этого горение топлива происходит более интенсивно, выделяется больше тепла, эффективнее прогревается помещение. Когда заслонка закрывается, топливо слабее снабжается кислородом и едва тлеет.

Конструкция и принцип действия

Если коротко описать работу регулятора тяги, опираясь на конструктивные особенности, получится следующая схема:

  • при уменьшении тепловой нагрузки термостатический датчик реагирует на колебания;
  • датчик усиливает натяжение пружины;
  • пружина поднимает рычаг;
  • заслонка открывается;
  • горение усиливается.

Чтобы снизить интенсивность процесса, действия выполняют в обратном порядке.

На корпусе регулятора имеется рукоятка с температурной шкалой. Таким образом выставляется требуемое минимальное значение. Температура по необходимости будет повышаться, но никогда не упадет ниже установленного уровня.

На корпусе регулятора имеется рукоятка с температурной шкалой, так выставляется требуемое минимальное значение.

Когда следует сделать тягу реактивной?

Архаичные зависимые подвески колёс можно встретить и в наши дни. Чаще всего неразрезные мосты применяются при строительстве грузовиков, автобусов, джипов. Тем не менее вполне реально столкнуться и с легковым автомобилем, у которого имеется неразрезной мост, как правило, находится он именно . Главным достоинством таких мостов можно считать то, что они не позволяют колёсам сходить или изменять развал во время переезда через препятствия на дороге. Как результат, мы получаем меньший износ покрышек.

Однако с каждым днём замена элементов подвески становится всё популярнее и популярнее. Такая востребованность объясняется рядом причин:

  • увеличение управляемости автомобиля;
  • повышение его энергоёмкости;
  • обеспечение машине спортивности.

К сожалению, за счёт того, что авто буквально «ложится», опускается на пару сантиметров вниз, происходит сдвижение моста классики по отношению к кузову. Вследствие этого ощутимо изменяется управляемость средства передвижения не лучшим образом, ведь тяга моста при вышеуказанном рестайлинге остаётся прежней.

Для решения настоящей проблемы необходимо провести регулировку Панары по всей длине, позволив тем самым мосту двигаться относительно кузова автомобиля.

Как установить оптимальный режим?

Существует такое понятие как оптимальный режим газового котла. Как уже было сказано выше, агрегат экономно расходует топливо, если работает на 75% от максимальной мощности. Большинство котлов настроены на температуру теплоносителя. Когда она достигает необходимого значения, котел на некоторое время отключается. Пользователь может самостоятельно определить, какая оптимальная температура работы газового котла

его устроит, и установить ее. Значение может менять в зависимости от погодных условий, например, зимой температура теплоносителя должна быть 70-80°C, а весной или осенью ее можно снизить до 55-70°C. Современные модели газовых котлов оборудованы термодатчиками, термостатами и автоматической системой настройки режимов. Если у вашего котла нет такого оборудования, его можно приобрести в специализированном магазине и установить практически на любую модель. С помощью термостата можно выставить желаемую температуру в комнате, которую должен поддерживать газовый котел. В зависимости от нее теплоноситель будет нагреваться, и остывать с определенной частотой. Такой режим работы предусматривает автоматическую реакцию котла на перепады температуры на улице или в доме. К тому же на ночь целесообразно уменьшить тепло в помещении на 1-2°C. Таким образом, автоматика позволит минимизировать расход газа, и при этом будет поддерживать температуру в помещении на желаемом уровне. Обратите внимание! Установка датчиков и термостата позволит сэкономить до 20% газа. Некоторые современные модели котлов могут менять режим работы в зависимости от наличия людей в помещении. Это дает возможность поддерживать оптимальную температуру при длительном отсутствии хозяев. Но все-таки надолго без присмотра оставлять котел в работающем состоянии не стоит. Иначе при аварийном отключении электричества агрегат может выйти из строя.

Если вы затрудняетесь самостоятельно перенастроить или отрегулировать работу своего газового котла, обращайтесь к специалистам.

Принцип действия

Изменяет автоматически температуру котёл благодаря, прежде всего, термостату, помещённому в цилиндрический корпус. С помощью ручки и цепи корпус, в свою очередь, механически прикреплён к дверце зольника. Сам термостатический элемент выглядит как колба, наполненная жидкостью, которая существенно расширяется при нагревании. Термостат находится снизу цилиндрического корпуса, непосредственно в той части, что присоединяется к водяному контуру котла, поэтому элемент контактирует с теплоносителем.

Так выглядит самая распространенная модель датчика тяги для твердотопливных котлов

Технологически работа регулятора выглядит следующим образом:

Принцип действия
  • при увеличении температуры датчик (термостат) реагирует на неё и ослабляет пружину, расположенную внутри цилиндрического корпуса, которая, в свою очередь, соединена с рычагом и цепью;
  • рычаг опускается и соответственно закрывается заслонка, а тяга уменьшается;
  • в связи с тем, что воздуха становится меньше, горение замедляется;
  • процесс повторяется.

На цилиндрическом корпусе устанавливается рукоятка регулировки температуры. Если выставить определённое ограничение, то рычаг не будет опускаться ниже этой нормы, поэтому и температура не будет уменьшаться.

Кроме механических вариаций регулировщиков температуры, есть и автоматические. Они имеют дополнительно вентилятор для нагнетания воздуха. Но, в отличие от механических, требуют подключения к сети.

Первый пуск и Розжиг

Внимание ! Розжиг твердотопливного котла с помощью горючих жидкостей запрещён!

1 Через загрузочную дверцу уложить на бумагу сухие мелкие щепки и открыть заслонку на дымоходе. Закрыть загрузочную дверцу и через зольниковую дверцу разжечь бумагу и щепки. Закрыть зольниковую дверцу и полностью открыть воздушную заслонку.

2 Через загрузочную дверцу на разгоревшиеся щепки наложить небольшой слой более крупного дерева. Дождаться пока крупные поленья хорошо разгорятся и доложить основное топливо ровным слоем по всей глубине топки до нижней кромки загрузочной дверцы.

При разогреве котла в нём могут конденсироваться пары из уходящих газов стекающие по внутренним стенкам топки, из-за этого может сложиться впечатление, что котёл течёт. Как только температура воды на входе в котёл превысит 60°C — конденсация прекратится.

3 Настройте механический регулятор тяги см. ниже.

4 Для предотвращения спекания угля рекомендуется сначала нагреть воду в котле дровами до температуры не менее 60°С, после чего начать загрузку угля. Постепенно и равномерно загрузить уголь в количестве, достаточном для образования слоя высотой примерно 50-60 мм, после чего прекратить загрузку на срок 15-20 минут для воспламенения топлива. После загрузки закрыть загрузочную дверцу и открыть воздушную заслонку.

Когда разгорится первый слой основного топлива (примерно 2/3 загруженного) на слой несгоревшего топлива загружается новое топливо. Для работы котла в номинальном режиме необходимо поддерживать слой топлива на трубах около 150-250 мм.

По мере прогорания топлива в котле его следует догружать также ровным слоем по всей глубине топки.

5 Если пламя горящего топлива станет тёмно-красного цвета — следует увеличить тягу открыв сильнее заслонку подачи воздуха или заслонку в дымовом канале. После того как пламя станет жёлтого цвета прикрыть заслонку подачи воздуха.

Изменяйте подачу воздуха до тех пор, пока пламя не станет соломенного цвета с оранжевыми языками. Всегда контролируйте наличие пламени в топке, огонь с выделением дыма и тлеющий огонь приводят неэффективному сжиганию топлива и образованию смолы в дымовой трубе.

6 Мощность котла в грубых пределах может быть изменена заслонкой на патрубке дымоудаления. Для увеличения температуры необходимо открыть заслонку (шибер) и установить ручку управления регулятора тяги на отметку более высокой температуры, для уменьшения — частично закрыть шибер и установить ручку управления регулятора на отметку более низкой температуры.

Также мощность котла можно регулировать загрузкой топлива, крупные куски и маленькое количество топлива дают низкую мощность, а мелкие куски с совместно с большим количеством загрузки — высокую.

7 При длительном горении колосниковые решётки следует периодически прошуровать чтобы слой спёкшейся золы не препятствовал подводу воздуха для горения.

8 Для останова котла дождитесь полного прогорания топлива или прекратите подачу воздуха в топку твердотопливного котла закрыв воздушную заслонку.

При необходимости аварийного останова твердотопливного котла, осторожно откройте загрузочную дверцу, выньте с помощью дополнительных устройств горящее топливо из топки и затушите изъятое топливо водой